ПСИХОЛОГИЯ БИРЖЕВОЙ ИГРЫ
Эмоциональное состояние игрока напрямую отражается на состоянии его капитала. Как, ни хороша система выбора сделок, проигрыша не миновать, если биржевик берется за игру в страхе, в расстройстве или с гонором. Не входите в сделку или выйдите из нее, заметив, что предвкуше-ние прибыли или страх потери затмили вам ум. Ваш биржевой успех или неудача зависят от то-го, обуздаете ли вы свои чувства. В биржевой игре вы состязаетесь с острейшими умами в мире. И поле брани усеяно ловуш-ками для вас. Стоит допустить к схватке эмоции - и вашей игре конец. Вы отвечаете за исход каждой сделки. Игра для вас начинается и заканчивается, когда вы решите войти или выйти из сделки. Одной лишь хорошей системой игры не обойтись. Большин-ство биржевиков вылетают из игры, т.к. они психологически не подготовлены к победе.
В обход своих же правил
Биржа - это великий искуситель: ее соблазны подстерегают на каждом шагу, как при посе-щении золотой сокровищницы или роскошного гарема. Она разжигает жажду наживы и вселяет ужас потери. Эти чувства застилают восприятие реальности, возможностей и риска. Совершив несколько успешных сделок, большинство любителей уже считают себя гениями. Голова идет кругом при мысли, что в силу своей уникальности можно пренебречь своими же правилами - успех все равно обеспечен. Вот тут-то, двинувшись в обход этих правил, биржевик вступает на дорогу самовредительства. Подучившись, многие биржевики выигрывают, а затем дают волю чувствам и губят себя. Большинство разорившихся биржевиков живут на качелях: вверх - вниз - вверх - вниз. Примета преуспевающего биржевика - его способность неуклонно накапливать капитал. Нужно объективно регистрировать и оценивать свою биржевую деятельность. Полезно вести дневник игры с графиками биржи до открытия и после закрытия сделок, а также их реестр с под-робным описанием, включая комиссионные и проскальзывание. Кроме того, нужно строжайшим образом соблюдать правила контроля над капиталом. Вполне возможно, что на самооценку вы потратите столько же сил, сколько и на оценку биржи. Обучаясь биржевой игре, я перечитал все какие мог книги по психологии биржевой игры. И во многих я нашел разумные советы. Так, одни авторы упирали на самоконтроль: "Нельзя, чтобы биржа поворачивала вас на свой лад. Не принимайте решений в игровое время. Спланируйте иг-ру и играйте по плану". Другие упирали на гибкость действий: "Начинайте игру без всяких заготовок. Меняйте планы по ходу биржевых перемен". Некоторые специалисты предлагали уеди-ниться: не слушать биржевые новости, не читать "Уолл-стрит джорнал" (Wall Street Journal), не обсуждать ничего с другими биржевиками - словом, один на один с биржей. Другие же советова-ли делиться своими мыслями с коллегами, впитывая все новое. Каждый из советов казался дель-ным, но противоречил другому, не менее дельному совету. Я продолжал читать книги и играть на бирже, сосредоточив все внимание на развитии сис-темы. Не забросил я и психиатрическую практику. Я и думать не думал, что между этими разны-ми областями есть общее - пока однажды меня не осенило. Идею, перевернувшую мой стиль иг-ры, дала мне психиатрия.
Озарение, повернувшее мой стиль игры
Как и у большинства психиатров, у меня было много пациентов, страдавших алкоголизмом. К тому же я работал консультантом при крупной программе реабилитации наркоманов. И в ско-ром времени я понял, что в группах взаимоподдержки у алкоголиков и наркоманов больше шан-сов вернуться к нормальной жизни, нежели в психиатрических заведениях с традиционным ук-ладом. Психотерапия, лекарства и дорогостоящее лечение в клиниках могут вывести алкоголика из запоя, но редко когда превращают его в трезвенника. У большинства наркоманов вскоре проис-ходит рецидив. Более успешный путь к выздоровлению - участие в Обществе анонимных алкого-ликов (АА) или прочих группах взаимоподдержки. С того момента, как я понял, что члены АА имеют серьезный шанс стать трезвенниками и начать новую жизнь, я сделался большим поклонником этого общества, направляя в него и в его филиалы (типа Общества взрослых детей алкоголиков) своих пациентов, страдающих алкого-лизмом. Теперь, принимаясь за лечение алкоголика, я настоятельно прошу его вступить в АА, убеждая, что в противном случае наши усилия будут пустой тратой времени и денег. Как-то вечером, много лет назад, отправившись на дружескую встречу на нашей кафедре психиатрии, я зашел по пути в офис к приятельнице по кафедре. До начала встречи было еще два часа, и приятельница (а она излечилась от алкоголизма) спросила: "Ну, ты бы куда хотел - в кино или на собрание в Общество?" Многих я направил в АА, но сам ни разу там не был, потому что не злоупотреблял спиртным. И я решил, пользуясь случаем, посетить АА: надо же посмотреть, как именно там все происходит. Собрание проводилось в местном отделении Христианского союза молодых людей. В про-стенькой комнате на складных стульчиках разместилось с десяток мужчин и несколько женщин. Собрание длилось час. Услышанное поразило меня: эти люди как будто обсуждали мою биржевую игру! Конечно, они говорили о спиртном, но стоило мне мысленно заменить слово "спиртное" на слово "проигрыш", как большая часть сказанного как будто относилась ко мне! В тот период мой биржевой капитал продолжал скакать. С собрания я уходил, зная, как бороться с проигрышами: как и АА борются с алкоголизмом.
|